Подробнее

Подробнее

На страницах журнала Legal Insight Андрей Рыбаков советник Бюро по вопросам государственно-частного партнерства анализирует поправки к закону о ГЧП, принятые государственной думой РФ в первом чтении.

Скачать PDF статьи <<

В первый рабочий день 2018 г. Государственная Дума РФ в первом чтении приняла поправки к Федеральному закону от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект призван установить возможность применения принципов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) к проектам в сфере информационных технологий (далее – ИТ), создания и модернизации программного обеспечения для нужд государства. Экспертное сообщество практически не сомневается в том, что этот законопроект будет принят и окажется полезным для отрасли.

Сегодня государство тратит значительные бюджетные средства (в 2017 г. – порядка 50 млрд руб.) на создание программных продуктов и информационно-аппаратных комплексов, используя привычные механизмы государственного заказа, однако желаемый эффект достигается далеко не всегда. Государственному заказчику не хватает компетентности для составления корректных технических заданий, бюджетное законодательство не позволяет планировать долгосрочное сотрудничество с разработчиками, а исполнитель такого заказа каждый раз утрачивает интерес к сопровождению своего продукта в его эволюционном развитии на безвозмездной основе.

Однако отдельные попытки и проектов в сфере ИТ на более разумных принципах ГЧП все же увенчались успехом. На сегодняшний день наиболее известным примером является федеральная система взимания платы с грузового автотранспорта «Платон», созданная на основании концессионного соглашения между Российской Федерацией и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». По сути, данный проект реализован именно в сфере ИТ, но при формировании концессионного соглашения юристам пришлось применить зонтичную схему и достаточно абстрактно в соответствии с действующим законодательством определить объекты соглашения как некие стационарные и мобильные системы контроля передвижения грузового транспорта.

Принятие поправок к закону обеспечит корректное нормативное регулирование ГЧП-проектов в сфере ИT, позволит расширить круг потенциальных инвесторов и частных партнеров государственного сектора, значительно снизить бюджетные затраты и – что немаловажно для публичной стороны – получить итоговый информационно-цифровой продукт с высокими эксплуатационными характеристиками и потенциалом дальнейшего развития.

Исходя из логики законодательной инициативы право на реализацию таких проектов с частной стороны приобретут только российские компании в связи с возможным предоставлением доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Такая аргументация представляется очевидной, но нередко используется как специфическое ограничение конкуренции. Тем не менее законопроект призван открыть новые возможности взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества с государством для крупных российских системных интеграторов и ИT-компаний, способных самостоятельно полностью или частично инвестировать в создание информационного продукта или привлекать проектное финансирование. Таким компаниям уже сейчас стоит возбудить свой креативный потенциал и начать проработку проектов, которые могут быть реализованы с использованием частной концессионной инициативы – закрепленного в законодательстве алгоритма, позволяющего частной стороне обратиться к государству с обоснованным предложением о создании или модернизации инфраструктуры.

На стадии предварительной проработки и расчета финансовых моделей проектов будущий концессионер вправе рассчитывать на такие уникальные преференции законодательства о ГЧП, как софинансирование проекта публичной стороной; предоставление определенных государственных гарантий; возможность применения уникальных инструментов проектного финансирования; разумное распределение рисков между сторонами. Отдельно следует отметить значимый для частной стороны маркетинговый эффект от реализации ГЧП-проектов.

С учетом нюансов законодательства в сфере ГЧП и положений законопроекта можно предположить, что новый потенциал развития получат проекты по созданию больших информационных систем для государственных регуляторов; интернета вещей, где публичная сторона нуждается в оптимизации алгоритмов сбора данных; интеллектуальных транспортных систем; телекоммуникации; а также проекты по разработке специального программного обеспечения и модернизации устаревшей или недостаточной цифровой инфраструктуры.